Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-I О крестьянском (фермерском) хозяйстве

Статус сейчас

Утратил силу

Текст документа

Утратил силу - Федеральный закон

от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ

З А К О Н

РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О крестьянском (фермерском) хозяйстве (В редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I; законов Российской

Федерации от 24.06.92 г. N 3119-I; от 28.04.93 г. N 4888-I; Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2287; федеральных

законов от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ; от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ)

Настоящий Закон определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций на территории РСФСР.

Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории РСФСР, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство* является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

2. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.

3. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

4. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

_______________

* В дальнейшем "крестьянское хозяйство".

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической

системе

1. Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.

2. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства.

Убытки, а также упущенную выгоду, причиненные крестьянскому хозяйству в результате действий государственных или иных органов, нарушивших права крестьянского хозяйства, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются арбитражным судом. (В редакции Закона Российской Федерации от 24.06.92 г. N 3119-I)

3. Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров, операций по наличному и безналичному расчету.

Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экологических нормативов и др.

Статья 3. Учредительная и совместная деятельность крестьянских

хозяйств

Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально-техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями.

РАЗДЕЛ II

СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства

1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РСФСР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности.

2. Право выбора претендента на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе принадлежит Совету народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.

3. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства, а также прав на землю рассматриваются в судебном порядке.

4. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают решения об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 5. Условия предоставления земельного участка

1. На основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в пользование, в том числе аренду, пожизненное наследуемое владение или собственность решением Совета народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.

За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме.

Крестьянское хозяйство может дополнительно арендовать земельный участок для производственных целей. В аренду земельные участки передаются Советами народных депутатов либо гражданами - собственниками земли в случае временной их нетрудоспособности, призыва на действительную воинскую службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу. Срок предоставления земли в аренду гражданами не должен превышать 5 лет.

2. Передача в собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства производится Советами народных депутатов в пределах установленных государством норм бесплатно, свыше установленных норм - за плату.

При передаче земельного участка в собственность решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю.

Средства от продажи земель запаса поступают в соответствующие бюджеты и используются исключительно на улучшение земельных угодий.

Право на аренду земли удостоверяется договором, заключенным сторонами, который регистрируется в Совете народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.

3. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом. При выделении земельных участков крестьянским хозяйством вблизи населенного пункта не затрагиваются земли, используемые под усадьбы населения, и земли общественного пользования - выпасы для скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными вооружениями и прочее.

4. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае Советом народных депутатов, в ведении которого он находится, с учетом количества членов крестьянского хозяйства, его специализации, а также предельных норм, устанавливаемых в республике, крае, области.

5. Затраты по отводу земель и оформлению государственного акта На землю, ведению земельно-кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической паспортизации почв осуществляются за счет средств бюджета. Землепользователь имеет право самостоятельно заказывать и финансировать землеустроительные работы.

6. При организации крестьянского хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, государство берет на себя его первичное обустройство, строительство дорог, линий электропередачи, водообеспечение, телефонизацию, землеустройство, мелиорацию земель. Местные Советы народных депутатов обязаны оказывать помощь в возведении производственных объектов и жилья.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I) (Статья признана недействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2287)

Статья 6. Порядок формирования земельного фонда

для ведения крестьянского хозяйства

1. Для организации крестьянских хозяйств районные (городские) Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев за счет:

а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли;

б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению;

в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и не использованных в течение одного года, а также предоставленных для несельскохозяйственных целей и не использованных в течение двух лет;

г) земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве;

д) земель сельскохозяйственных предприятий, фактическая продуктивность которых за последние 5 лет более чем на 20 процентов ниже нормативной, определяемой по кадастровой оценке земель;

е) земель, заложенных в банк и не выкупленных по закладной.

2. Выявленные и включенные в земельный запас для перераспределения угодья изымаются у колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений иных предприятий учреждений, организаций Советом народных депутатов по мере поступления заявлений от граждан на создание крестьянских хозяйств Согласия землепользователей и землевладельцев на изъятие этих земель не требуется. Изъятие земель Гослесфонда производится с согласия лесофондодержателя.

3. В земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I) (Статья признана недействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2287)

Статья 7. Порядок предоставления земельных участков из земель

запаса для ведения крестьянского хозяйства

1. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство включая и тех, кто переезжает из других районов на постоянное жительство, для получения земельного участка подают заявление с необходимыми обоснованиями в районный (городской) Совет народных депутатов по месту расположения земельного участка.

В заявлении указывается цель использования испрашиваемого земельного участка, предполагаемые размеры и его местоположение, количество трудоспособных членов семьи, а при аренде - и срок использования.

Совет народных депутатов направляет указанное заявление в земельную комиссию для подготовки материалов по отводу земель.

2. Решение о предоставлении (продаже) земельного участка принимает районный (городской) Совет народных депутатов в срок не более двух месяцев со дня подачи заявления с учетом мнения сельского (поселкового) Совета народных депутатов. В случае нарушения сроков принятия решения и сокрытия информации о наличии земельного фонда виновные несут административную ответственность в виде штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей, налагаемого комитетом по земельной реформе.

3. Решение районного (городского) Совета народных депутатов об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в суд в исковом порядке.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I) (Статья признана недействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2287)

Статья 8. Особенности организации крестьянских хозяйств

членами колхозов, работниками совхозов и подсобных

сельских хозяйств

1. Коллективам колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предоставляется право раздела земельных угодий на паи (доли) по одному из двух вариантов.

В а р и а н т 1. Земельные участки подлежат денежной оценке. Колхозникам, работникам совхозов выдаются земельные акции, удостоверяющие их долю в стоимости сельскохозяйственных угодий. Владельцы акций имеют право получать дивиденды, передавать акции по наследству.

В а р и а н т 2. Земли колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива на количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому колхознику, работнику совхоза, подсобного сельского хозяйства персональное право на земельный участок при работе в коллективном хозяйстве. Размер земельного пая каждого члена колхоза (работника совхоза) определяется по решению коллектива и удостоверяется соответствующим документом. Земельный пай может передаваться по наследству. Он может учитываться при распределении части прибыли.

2. Каждый член колхоза (работник совхоза), в том числе ушедший на пенсию и проработавший в данном хозяйстве не менее 20 лет, имеет право на долю стоимости производственных фондов за вычетом сумм непогашенных долгосрочных кредитов, стоимости неделимых фондов, если таковые создаются по решению коллектива, а также стоимости фондов, созданных за счет бюджетных средств. Доля члена колхоза (работника совхоза) определяется в соответствии со стажем работы в хозяйстве и трудовым вкладом. Она утверждается собранием коллектива. На указанную сумму выдаются акции или она удостоверяется другим документом. Ежегодный прирост основных производственных фондов (за вычетом прироста сумм непогашенных долгосрочных кредитов и отчислений в неделимый фонд) распределяется между членами колхоза (работниками совхоза), что удостоверяется дополнительными акциями или другими документами. По акциям ежегодно выплачиваются дивиденды, размер которых зависит от результатов работы колхоза (совхоза). Дивиденды могут выплачиваться исходя из общей стоимости земельных и фондовых акций.

3. Член колхоза (работник совхоза) имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного (городского) Совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам. Выделяющийся на самостоятельное хозяйствование может увеличить размер земельного надела за счет аренды или покупки. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом и при согласии заявителя может состоять из приусадебного и производственного земельных участков. Участок выделяется, по возможности, ближе к дому гражданина, образующего хозяйство, без нарушения целостности других хозяйств и подразделений колхоза (совхоза).

Владелец доли (акций) имеет право передать ее по наследству. Колхоз (совхоз) обязан по желанию работника выплатить долю (выкупить акции) с рассрочкой до 10 лет при выходе на пенсию. Работник, выходящий на пенсию, имеет право продать долю (акции) другим членам хозяйства.

Работнику, выходящему из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. Если колхоз (совхоз) не имеет такой возможности, то он обязан выступить для крестьянского хозяйства гарантом получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими.

4. Граждане, являющиеся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предполагаемая площадь земельного участка, его местоположение, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз (совхоз) или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривают заявление гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя предприятия, а также с представлением сельского (поселкового) Совета передают материалы в районный (городской) Совет народных депутатов, который принимает соответствующее решение в месячный срок. (В редакции Федерального закона от 30.12.2001 г. N 196-ФЗ)

При отказе выделения колхозом (совхозом) конкретного земельного участка для желающих выйти из состава предприятия районный (городской) Совет народных депутатов вправе самостоятельно определить местоположение земельного участка.

Отказ в предоставлении земельного участка разбирается в судебном порядке.

(В редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 9. Регистрация крестьянского хозяйства

1. Крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.

2. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона.

3. Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

РАЗДЕЛ III

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН,

ВЕДУЩИХ КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО,

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЛИ

Статья 10. Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство

1. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственности, предоставляется право:

а) самостоятельно хозяйствовать на земле;

б) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые. торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли;

в) возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения;

г) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями;

д) обменять земельный участок в установленном порядке через Совет народных депутатов;

е) сдать земельный участок или его часть в аренду в случае временной нетрудоспособности, призыва на действительную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу;

ж) передать земельный участок по наследству;

з) в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду.

Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в собственности, кроме того предоставляется право:

а) заложить земельный участок в земельный банк;

б) продать земельный участок Совету народных депутатов, в ведении которого он находится;(подпункт признан недействующим - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2287)

в) в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить полную стоимость земельного участка, включающую возмещение затрат и убытков, в том числе упущенную выгоду.

2. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в аренде, предоставляется право:

а) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления;

б) использовать в установленном порядке и в соответствии с договором об аренде имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли;

в) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с договором об аренде и с согласия собственника земли;

г) при долгосрочной аренде передавать во временное пользование земельный участок или его часть;

д) на возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду, при досрочном расторжении договора по инициативе арендодателя, в том числе и при изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд.

3. Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в пользовании, в том числе в аренде, пожизненном наследуемом владении или в собственности, имеет право собственности на произведенные им посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации. В случае передачи гражданину для ведения крестьянского хозяйства земельного участка с посевами, посадками урожай становится его собственностью, а бывшему собственнику возмещают фактические затраты по уходу за посевами, если стороны не договариваются иначе.

4. Если на земельном участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на другой участок, крестьянское хозяйство возмещает прежнему собственнику их остаточную стоимость, если стороны не договариваются об ином порядке. После этого данные объекты переходят в собственность крестьянского хозяйства.

5. Государственные органы, предприятия, организации, граждане обязаны соблюдать права и законные интересы граждан, ведущих крестьянское хозяйство. Крестьянское хозяйство, его члены не должны нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и организаций. Споры об осуществлении прав пользователя, в том числе арендатора, владельца, собственника земли, рассматриваются в судебном порядке.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 11. Обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство

Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, обязан:

а) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

б) своевременно вносить земельный налог и арендную плату за землю;

в) не нарушать права других собственников, землевладельцев и арендаторов;

г) своевременно представлять в районный Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра;

д) возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия земель, допущенного по вине землепользователя.

Переданный в аренду, владение или в собственность земельный участок для организации крестьянского хозяйства разделу не подлежит.

В случае нарушения закрепленных в статье обязанностей глава крестьянского хозяйства несет ответственность по действующему законодательству.

(В редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 12. Плата за землю

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

2. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

3. Цена земли, ставки земельного налога и порядок налогообложения устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами краев и областей в соответствии с их компетенцией.

Льготы по взиманию платы за землю, арендной платы устанавливаются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами краев и областей в соответствии с их компетенцией.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

4. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором.

5. Платежи за земли, переданные в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, а также за иные земли в границах соответствующего района зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих местных Советов народных депутатов.

Зачисление платежей за землю, их централизация и использование осуществляются в соответствии с Законом РСФСР "О плате за землю".

6. Местные Советы народных депутатов обязаны ежегодно отчитываться перед налогоплательщиками об использовании средств, полученных в порядке зачисления платежей за землю.

(Статья в редакции Закона Российской Федерации от 28.04.93 г. N 4888-I)

Статья 13. Контроль за использованием земель

Государственный контроль за использованием земель осуществляется Советами народных депутатов, Государственным комитетом по земельной реформе и его органами на местах в соответствии с действующим законодательством.

РАЗДЕЛ IV

ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 14. Состав имущества и его формирование

1. Имущество крестьянского хозяйства составляют насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности.

2. Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являются:

- денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства;

- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов трудовой деятельности;

- доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других кредиторов;

- дотации из бюджета;

- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования предприятий, организаций и граждан;

- иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 15. Владение, пользование и распоряжение имуществом

1. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности.

2. Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению имуществом осуществляются главой хозяйства либо доверенным лицом. Иной режим пользования и распоряжения имуществом при необходимости устанавливается договором.

3. При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться денежными средствами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства, а при ее отсутствии - в судебном порядке. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать 5 лет.

4. Крестьянское хозяйство имеет право продавать и передавать предприятиям, организациям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество.

5. Крестьянское хозяйство имеет право приобретать, брать в аренду или во временное пользование имущество у предприятий, объединений, организаций и граждан.

6. Имущество крестьянского хозяйства страхуется на добровольной основе в соответствии с законодательством.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

РАЗДЕЛ V

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 16. Производственная деятельность крестьянского

хозяйства

Крестьянское хозяйство, основанное на праве владения или собственности земельного участка, самостоятельно определяет направления своей деятельности, структуру и объемы производства исходя из собственных интересов. Оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. (В редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 17. Порядок реализации продукции крестьянским хозяйством

1. Крестьянскому хозяйству принадлежит право распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному усмотрению государственным заготовительным организациям, на колхозном рынке, в государственную и кооперативную торговую сеть и другим потребителям, если иное не предусмотрено договором.

2. Для крестьянского хозяйства обязательно соблюдение действующих нормативов по качеству продукции, санитарным требованиям и другим параметрам.

3. Крестьянское хозяйство устанавливает цены на производимую продукцию самостоятельно.

4. Государство обязано принимать всю предъявленную крестьянским хозяйством продукцию, пользующуюся спросом, соответствующую стандартам качества, с оплатой по установленным государственным закупочным, договорным и иным ценам.

5. Поставки производимой крестьянским хозяйством продукции на экспорт, а также расчеты с зарубежными партнерами осуществляются в установленном порядке.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 18. Материально-техническое обеспечение крестьянского

хозяйства

1. Крестьянское хозяйство приобретает необходимые ему для осуществления нормальной деятельности материально-технические ресурсы в системе государственных снабженческих организаций, в том числе за счет фондов, выделенных специально для крестьянских хозяйств, по ценам, действующим для колхозов и совхозов. Распределение фондовых и лимитированных ресурсов по конкретным хозяйствам осуществляется органами самоуправления крестьянских хозяйств, ассоциаций, союзов и др. Поставка материально-технических ресурсов осуществляется органами снабжения. Кроме того, они могут приобретать материально-технические ресурсы у любых предприятий и организаций, на колхозных рынках, у населения, а также в государственной и кооперативной розничной торговой сети.

2. Ремонт и техническое обслуживание принадлежащих крестьянскому хозяйству тракторов, сельскохозяйственной техники и оборудования, грузовых автомобилей осуществляются государственными агросервисными предприятиями и организациями по оптовым ценам, расценкам, тарифам, действующим для колхозов и совхозов, а также колхозами, совхозами, кооперативами, гражданами по ценам договоренности.

Статья 19. Денежные средства крестьянского хозяйства

1. Денежные средства крестьянского хозяйства формируются за счет выручки от реализации продукции (работ и услуг), кредитов, бюджетных ассигнований, пожертвований и других поступлений.

2. Крестьянское хозяйство вправе открывать в банке расчетный и другие счета, включая валютный, для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

3. Все расчеты крестьянского хозяйства, включая платежи в бюджет, производятся в календарной очередности поступления расчетных документов (наступление сроков платежей).

4. Списание средств с расчетного счета крестьянского хозяйства производится только с его согласия или по решению арбитражного суда. (В редакции Закона Российской Федерации от 24.06.92 г. N 3119-I)

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 20. Кредитование крестьянского хозяйства

1. Крестьянское хозяйство имеет право пользоваться кредитом, предоставленным государственными и коммерческими, в том числе кооперативными, банками на основании договоров, определяющих условия кредитования.

2. Возврат кредита крестьянского хозяйства обеспечивается залогом и другими видами обеспечения обязательств. В случае несвоевременного возврата кредита учреждение банка без обращения в суд может использовать право на реализацию принятого в залог имущества и направить выручку от реализации на погашение задолженности. В качестве залога принимаются товарно-материальные ценности, производимая продукция, земельный участок, находящийся в собственности, и иное имущество заемщика, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским законодательством не может быть обращено взыскание.

3. Крестьянское хозяйство может поставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой получателями (потребителями) процентов как за пользование заемными средствами. Крестьянское хозяйство вправе приобретать продукцию, пользоваться работами и услугами организаций, предприятий и граждан в кредит.

4. Совет народных депутатов вправе оказывать безвозмездную материальную помощь за счет средств местного бюджета или выдавать крестьянским хозяйствам беспроцентную ссуду для погашения расходов на развитие хозяйств.

Статья 21. Налогообложение доходов крестьянского хозяйства

Налог на доход с крестьянского хозяйства, равно как и колхоза, совхоза и других сельскохозяйственных предприятий, взимается в расчете на один гектар постоянно используемых им земель сельскохозяйственного назначения, приведенных в соизмеримый вид на основе балльной оценки ее продуктивности. Ставка налога на доход вместе с платой за землю составляет единый сельскохозяйственный налог, взимаемый с каждого гектара. На доход от овощеводства закрытого грунта, животноводства на покупных кормах устанавливаются особые ставки налога. Доход от несельскохозяйственной деятельности облагается налогом в порядке, принятом для предприятий системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР.

Статья 22. Труд в крестьянском хозяйстве

1. В случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством РСФСР. Условия наемного труда могут регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда.

2. Оплата труда граждан, заключивших договор об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения, но и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий в государственных предприятиях.

3. Глава крестьянского хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членов своего хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда.

4. Трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и регулируются членами хозяйства.

5. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются местным Советом народных депутатов.

6. Трудовые споры между главой хозяйства, членами крестьянского хозяйства и гражданами, заключившими договор об использовании их труда, решаются судом.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 23. Учет и отчетность в крестьянском хозяйстве

1. Крестьянское хозяйство осуществляет учет результатов своей работы.

2. Государственные органы осуществляют контроль за деятельностью крестьянского хозяйства в области землепользования, использования государственных кредитов, уплаты налогов, охраны труда, профилактики заболеваний животных, болезней и вредителей растений, соблюдения законодательства об охране природы.

Статья 24. Ответственность крестьянского хозяйства

За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство несет полную имущественную ответственность, предусмотренную действующим законодательством РСФСР. За умышленную продажу экологически грязных продуктов питания глава крестьянского хозяйства несет финансовую или уголовную ответственность.

Статья 25. Государственное социальное страхование и социальное

обеспечение членов крестьянского хозяйства

1. Глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства.

2. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

3. Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.

4. Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве.

5. Члены крестьянских хозяйств обеспечиваются пособиями по временной нетрудоспособности, другими пособиями и иными видами обслуживания по государственному социальному страхованию наравне с рабочими, служащими и членами колхозов. Женщинам - членам крестьянских хозяйств предоставляется, кроме того, отпуск по беременности и родам, другие отпуска и льготы, предусмотренные для работающих женщин.

6. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.

7. Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно.

8. За членами крестьянского хозяйства сохраняется ранее назначенная пенсия в полном размере.

9. Крестьянское хозяйство несет материальную ответственность за ущерб, причиненный его членами гражданам, заключившим договоры об использовании их труда, за увечье или иные повреждения здоровья, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 26. Передача в наследство земли

Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства.

При отсутствии таковых земельный участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство в соответствии с требованием пункта 1 статьи 4 настоящего Закона. При наличии нескольких таких наследников выбор производится на конкурсной основе Советом народных депутатов, в ведении которого находится соответствующий участок. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде.

При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, либо для обслуживания жилого дома, либо для индивидуального садоводства и животноводства.

Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины при наследовании земельного участка.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I) (Статья признана недействующей - Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2287)

Статья 27. Наследование имущества крестьянского хозяйства

1. В случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона.

2. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины с наследуемого имущества.

3. Наследование имущества регулируется в дополнение к настоящему Закону также гражданским законодательством.

РАЗДЕЛ VI

АССОЦИАЦИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

Статья 28. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств

1. Ассоциации могут создаваться путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов.

2. Ассоциация действует на основе устава, утверждаемого ее участниками, имеет права юридического лица и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ)

3. Крестьянские хозяйства, входящие в ассоциацию, сохраняют самостоятельность, права на земельные участки и юридического лица, и на них распространяется действие настоящего Закона.

4. Фермерские ассоциации на базе бывших колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий могут создаваться лишь при условии предварительного раздела имущества, а также передачи, продажи земельных участков гражданам в порядке, установленном настоящим Законом.

5. Действия, ведущие к принудительному созданию ассоциаций крестьянскими хозяйствами, запрещаются.

6. Главной целью ассоциации является увеличение доходов ее участников и рост уровня их социально-экономического развития на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

7. Задачами фермерской ассоциации являются:

коллективное регулирование межфермерских взаимоотношений;

внедрение эффективных форм кооперации во всех сферах деятельности;

формирование сбалансированной материально-технической базы и социальной инфраструктуры коллективного пользования;

коллективная защита законных интересов и прав участников перед другими предприятиями, организациями и учреждениями.

8. В первые пять лет после создания ассоциации крестьянских хозяйств они освобождаются от уплаты налогов на доходы.

Статья 29. Управление фермерской ассоциацией

Высшим органом управления фермерской ассоциации является общее собрание глав крестьянских хозяйств - ее участников.

Общее собрание ассоциации избирает координационный совет ассоциации, осуществляющий исполнительские функции и повседневную координацию деятельности ассоциации.

Координационный совет при необходимости нанимает рабочий аппарат управления ассоциации.

Статья 30. Производственно-хозяйственная деятельность

фермерской ассоциации

1. Для реализации своих целей и задач фермерская ассоциация вправе:

осуществлять согласованные между ее участниками общие действия в области коммерции, финансов и кредита, технического развития;

создавать ассоциированные финансовые средства и материальные ресурсы путем добровольного отчисления, централизовать отдельные производственно-хозяйственные функции;

регулировать взаимоотношения между ее участниками с помощью расчетных цен, тарифов и расценок.

2. Стоимость имущества, находящегося в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, или пакета акций, принадлежащего ей, не может превышать сорока процентов соответственно совокупной стоимости имущества всех ее участников или стоимости всех акций ассоциации.

3. Среднегодовая сумма ассоциированных на добровольной основе финансовых средств не может превышать десяти процентов от совокупных доходов ее участников в среднегодовом исчислении за последние три года.

4. Фермерская ассоциация не отвечает по обязательствам ее участников, а участники не отвечают по обязательствам ассоциации, если иное не предусмотрено уставом, а также за исключением случаев, когда ассоциация выступает гарантом.

Статья 31. Выход из ассоциации и ее ликвидация

1. Крестьянское хозяйство - участник ассоциации вправе выйти из нее с сохранением обязательств перед ее участниками в соответствии с заключенными договорами.

2. Ассоциация ликвидируется по решению ее участников. Ликвидация ассоциации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для ликвидации предприятия. Имущество, находящееся в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, остающееся после ликвидации ассоциации, распределяется между ее участниками в соответствии с уставом ассоциации.

РАЗДЕЛ VII

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 32. Условия прекращения деятельности крестьянского

хозяйства

Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях:

а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года;

б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности;

в) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства;

г) использования земельного участка методами, приводящими к деградации земли;

д) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд;

е) в связи с банкротством.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Статья 33. Порядок прекращения деятельности крестьянского

хозяйства

1. Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов.

Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются арбитражным судом. (В редакции Закона Российской Федерации от 24.06.92 г. N 3119-I)

2. Изъятие у крестьянского хозяйства земельного участка в установленном порядке для государственных и общественных нужд может производиться после выделения ему, по его желанию, Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме затрат и убытков, включая упущенную выгоду.

3. При прекращении деятельности крестьянского хозяйства его имущество используется на расчеты по оплате труда граждан, заключивших договоры об использовании их труда, платежи в бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Остающееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности либо делятся.

(Статья в редакции Закона РСФСР от 27.12.90 г. N 461-I)

Председатель

Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин

Москва, Дом Советов РСФСР

22 ноября 1990 года

N 348-I

Кто подписал

Ельцин Б.

Где официально опубликован

  • Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 1990 г. , N 26 , ст. 324

На что ссылается

[1][См. также]Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340-I О государственных пенсиях в РСФСР
  • Опубликовано:
    • Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 1990 г. , N 27 , ст. 351
[2][См. также]Закон РСФСР от 23.11.1990 № 374-I О земельной реформе
  • Опубликовано:
    • Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 1990 г. , N 26 , ст. 327
[3][См. также]Кодекс РСФСР от 01.07.1970 б/н Земельный кодекс РСФСР
  • Опубликовано:
    • Ведомости Верховного Совета РСФСР от 1970 г. , N 28 , ст. 581

Отсылки из других документов


Обратные связи:
[1][Изменен]
Закон РСФСР от 27.12.1990 № 461-I
Об изменениях в Законе РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и Закона РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР"
  • Опубликовано:
    • Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 1991 г. , N 1 , ст. 5
    • "Российская газета" от 10.1.1991 г.

[2][См. также]
Постановление Совета Министров РСФСР от 04.01.1991 № 9
О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов
  • Опубликовано:
    • Собрание Постановлений Правительства РСФСР от 1991 г. , N 7 , ст. 105

[3][См. также]
Постановление Совета Министров РСФСР от 18.01.1991 № 30
О Республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР
  • Опубликовано:
    • Собрание Постановлений Правительства РСФСР от 1991 г. , N 10 , ст. 134

[4][См. также]
Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 15.03.1991 № 891-I, Совета Министров РСФСР от 15.03.1991 № 891-I
О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР
  • Опубликовано:
    • Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 1991 г. , N 12 , ст. 391

[5][См. также]
Постановление Верховного Совета РСФСР от 25.04.1991 № 1104-I
О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР
  • Опубликовано:
    • Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 1991 г. , N 18 , ст. 569

[6][См. также]
Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 21.04.1992 № 2707-I
О социально-экономическом положении районов Севера и приравненных к ним местностей
  • Опубликовано:
    • Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1992 г. , N 22 , ст. 1186
    • Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1992 г. , N 18 , ст. 984

[7][См. также]
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.1992 № 327
О Республиканской долговременной программе "Миграция"
[8][Изменен]
Закон Российской Федерации от 24.06.1992 № 3119-I
О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, Законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; Законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле"
  • Опубликовано:
    • Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1992 г. , N 34 , ст. 1966

[9][Изменен]
Закон Российской Федерации от 28.04.1993 № 4888-I
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР "О плате за землю" и налогового законодательства России
  • Опубликовано:
    • "Российская газета" от 25.5.1993 г.
    • Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1993 г. , N 21 , ст. 748

[9][Доп. и изм]
Закон Российской Федерации от 28.04.1993 № 4888-I
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР "О плате за землю" и налогового законодательства России
  • Опубликовано:
    • "Российская газета" от 25.5.1993 г.
    • Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1993 г. , N 21 , ст. 748

[10][Изменен]
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2287
О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации
  • Опубликовано:
    • Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 1993 г. , N 52 , ст. 5085
    • "Российская газета" от 5.1.1994 г.

[10][Утрат.част]
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2287
О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации
  • Опубликовано:
    • Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 1993 г. , N 52 , ст. 5085
    • "Российская газета" от 5.1.1994 г.

[11][См. также]
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.1996 № 1499
О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы
  • Опубликовано:
    • Собрание законодательства Российской Федерации от 1997 г. , N 1 , ст. 157

[12][Изменен]
Федеральный закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ
О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Опубликовано:
    • Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. , N 1 , ст. 2
    • "Российская газета" от 31.12.2001 г.
    • "Парламентская газета" от 5.1.2002 г.

[13][Изменен]
Федеральный закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ
О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"
  • Опубликовано:
    • "Российская газета" от 26.3.2002 г.
    • "Парламентская газета" от 23.3.2002 г.
    • Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. , N 12 , ст. 1093

[14][См. также]
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2002 № 23-О
По жалобе гражданина Аствацатряна Василия Мелконовича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 3 статьи 2 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Указом Президента Российской Федерации "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"
[15][См. также]
Постановление Совета Министров РСФСР от 14.06.1991 № 331
О дополнительных мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в РСФСР
[16][См. также]
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.01.1996 № 1-П
По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 560 Гражданского кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А. Б. Наумова
  • Опубликовано:
    • Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. , N 4 , ст. 408
    • "Российская газета" от 25.1.1996 г.

[17][Не действует]
Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ
О крестьянском (фермерском) хозяйстве
  • Опубликовано:
    • Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г. , N 24 , ст. 2249
    • "Российская газета" от 17.6.2003 г. , N 115
    • "Парламентская газета" от 18.6.2003 г. , N 109

[18][См. также]
Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2003 № 33п
Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам
  • Опубликовано:
    • Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2003 г. , N 30

[19][См. также]
Приказ Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 29.12.2000 № БГ-3-07/465
Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)
[20][См. также]
Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ
О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации
  • Опубликовано:
    • "Российская газета" от 11.1.2013 г.
    • Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 31.12.2012 г. (№ 0001201212310021)
    • Собрание законодательства Российской Федерации от 2012 г. , N 53 , ст. 7627 (часть I)